ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА

​Портал Проектория - ВСЕРОССИЙСКИЙ ФОРУМ «ПРОЕКТОРИЯ» Проводится по распоряжению Президента РФ с 2013 года (ранее – «Будущие интеллектуальные лидеры России»). Эксперты крупнейших российских компаний и вузов, лучшие педагоги страны и мотивированные школьники объединятся, чтобы вместе ответить на вызовы современного мира. В рамках Всероссийского форума «ПроеКТОриЯ» также пройдут отдельные мероприятия конкурса «Большая перемена».


Портал Билет в будущее — это проект ранней профессиональной ориентации школьников 6−11 классов. Мы не выбираем профессию, а учим, как выбирать. В современном мире профессии очень быстро меняются, появляются новые. Для выбора профессии в меняющемся мире мало знать, какие профессии существуют. Важно уметь выбирать свой путь. Для того, чтобы выбрать свою траекторию развития, важно понимать себя, свои сильные и слабые стороны, осознанно принимать решения.


Целью профориентационной работы в начальной школе является расширение знаний о мире профессий, формирование интереса к трудовой деятельности.

В процессе профориентационной работы решаются следующие задачи:

  • Воспитание уважения к людям труда, к различным профессиям;
  • Понимание значения труда в жизни человека;
  • Знакомство с трудом окружающих людей и их профессиями;
  • Воспитание чувства ответственности за качество выполняемой работы развитие мотивации к учебе и труду через систему активных методов познавательной и профориентационной игры;
  • развитие творческих способностей детей в процессе знакомства с профессиями.

Представления о профессиях у ребёнка 7-10 лет ограничены пока небогатым жизненным опытом. Первые профессии, о которых узнает ребенок, - это профессии родителей и тех людей, с которыми он часто сталкивается в повседневной жизни: воспитатель, учитель, врач, продавец, кассир в магазине, водитель автобуса. Ребенок систематически наблюдает, как работают люди, что они делают на работе. Родители обычно рассказывают о своей работе лишь в самых общих чертах, не перегружая ребенка лишней информацией.

Уже с 1класса каждый классный руководитель начинает знакомить учащихся с профессиями взрослых, которые работают в школе. В таком предмете как окружающий мир предусмотрена экскурсия по школе, в ходе которой ребята знакомятся с профессией медицинского работника, библиотекаря, повара, обслуживающего персонала.

Формы и методы профориентационной работы.

      Основной формой работы является проведение самого профориентационного занятия.

Классные мероприятия:

  • Классный час «Профессии наших родителей».
  • Беседа «Кем я хочу стать?».
  • Театрализованное представление «Горячий хлеб».
  • Проводились встречи с родителями учащихся, которые в беседе рассказывали о своей профессии, а со стороны детей задавалось много интересующих их вопросов.
  • «Выбери из карточек только те орудия труда, которые связаны с той или иной профессией»,
  • «Вспомни как можно больше слов на букву С, связанных с данной профессией»
  • Конкурс поделок «Золотые руки бабушки (дедушки)».
  • Конкурс рисунков «Профессии наших мам и пап».
  • «Что? Где? Когда?»,
  • «Поле чудес»,
  • «Угадай профессию по жестам»,

Внеклассные мероприятий:

  • «Все профессии важны»,
  • «Ярмарка профессий»,
  • «Мир профессий».

В процессе обучения в начальной школе все учебные предметы можно использовать как возможность формирования у младших школьников интереса к труду взрослых.

  • На уроках математики может осуществляться путем проведения коротких бесед о профессии, упоминаемой в условии задачи или при решении задач, а также показа роли и значения данного предмета в жизни и деятельности людей.
  • Уроки окружающего мира также вносят определенный вклад в решение задач трудового воспитания и профориентации. Практически каждую тему урока можно связать с профессией. Например, в рамках изучения темы «Охрана природы» можно рассказать о профессиях лесной отрасли (лесничий, лесник, и т.д.). При изучении темы «Природа нашего края» учащиеся знакомятся с особенностями труда людей нашего округа. В проекте "Кто нас защищает" ребята рассказывали о профессиях людей, работающих в вооруженных силах РФ, работающих на скорой помощи, в полиции и даже о людях, которые работают в газовой и лифтовой службах; в проекте «Богатства, отданные людям» ребята рассказывали о знаменитых людях различных профессий (спортсмены, скульпторы, художники, композиторы, поэты, ученые, космонавты и т.д).
  • На уроках русского языка младшие школьники также выполняют большое количество заданий, связанных с той или иной профессией: детям выдаются карточки с различными названиями профессий, после чего они должны написать в своих тетрадях 5-7 предметов труда данного профессионала (например, врач: бинт, таблетки, вата, йод, грелка, зеленка и т.д.). На уроках русского языка при изучении словарных слов: футбол, космос, корабль, хоккей и др. (3 класс), почтальон, библиотека, ракета, компьютер и др. (4 класс) ученики тоже знакомятся с различными видами профессий.
  • Большая профориентационная работа ведется на уроках ИЗО (ребята на уроке узнают и пробуют свои силы в таких профессиях как художник-оформитель, дизайнер, скульптор, декоратор);
  • На уроках МУЗЫКИ пробуют свои силы в роли поэтов, композиторов, дирижеров и сценаристов);
  • На уроках ТЕХНОЛОГИИ дети перевоплощаются в строителей, машинистов, архитекторов и даже рекламных агентов.

Так же дополнительными структурными элементами могут быть:

  • По средства занятий в кружках и секциях дополнительного образования.
  • Организация экскурсий на предприятия города.

Для занятий по профориентации основной является игровая мотивация, которая перерастает в учебную мотивацию. 

Профориентация в школе проводится с целью подготовки обучающихся к осознанному выбору профессии при согласовании их личных интересов и потребностей. Данная цель реализуется как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Работа по профориентации в начальной школе должна быть систематической, планомерной и целенаправленной и самое главное интересная детям.